Добрейшей души ДК (с)
Говорили тут с Огненный Тигр про любовь в книгах, играх и всяком таком прочем - эти разговоры и вдохновили меня на то, чтоб написать пост, в котором и собрать всё в кучку.
читать дальшеНу, для начала - тема любви и секса, о которую сломано немало копий и клавиатур. Тема действительно обширная, придётся делить на несколько пунктов, и то не факт, что скажу про всё.
Ну, для начала - не всякая любовь подразумевает секс. Тут не могу не процитировать Раткевич, "Парадоксы Младшего Патриарха", потому что хоть тресни - лучше не скажешь.
цитатко Дайр проследил направление моего взгляда и усмехнулся.
- Ревнуешь, - без тени сомнения заявил он. - Что ж, этого следовало ждать. Мало тебе по жизни доставалось любви. Остерегись себя, пока не поздно. Слишком тяжелое бремя - твоя любовь. Может, в этом есть и моя вина... но именно в любви ты ревнив и властен.
Сперва я не понял его - спьяну, что ли? - а когда понял... нет, мой кулак угодил не в лицо Дайра Тоари, а туда, где он было всего мгновением назад.
- Ты хочешь сказать, - побелев от бешенства вымолвил я злыми, отяжелевшими губами, - что я... я и Тхиа...
- Нет, - снова усмехнулся Дайр. - Не хочу.
<...>
- Нет, ты сам подумай. Часто ты, к примеру, слышал слова "родительская дружба"? Может, все-таки чаще "родительская любовь"?
Я мог бы возразить, что о родительской любви я мало что знаю даже и понаслышке. Родителей моих санхийцы зарезали, когда я был совсем еще
несмышленышем, так что мать с отцом я почти и не помню, и Дайр Тоари отлично об этом знает. Но... а стоит ли защищаться, придираясь к
собеседнику, если прав не ты, а он?
- Пожалуй, - кивнул я.
Дайр усмехнулся чуть приметно, и я понял, что подставился он в разговоре умышленно. Привычно подсунул мне подначку. А раз уж я на нее не
купился... что ж, значит, разговор будет продолжен.
- Вот так. И братскую любовь в разговоре поминают куда как чаще, чем братскую дружбу. Братья ведь не всегда еще и друзья... и даже чаще всего -
нет. Запомни, мастер: родительство, учительство и братство - не дружба, а любовь. Дружбой они только могут стать. Иногда.
Ещё, кроме перечисленных в цитате, бывает любовь... ммм... величия, что ли - человека можно любить и восхищаться им как недостижимым на данном этапе идеалом. Можно любить как море или горы: его можно увидеть, с ним можно поговорить - и от этого уже хорошо, а даже если и нельзя - иногда достаточно знать, что он где-то есть. Cведение всего этого к одному только сексу здорово обедняет и опошляет концепцию любви.
Но предположим, речь в сюжете идет именно о любви в самом распространенном её понимании - "Я вас люблю, я ваш навеки, будьте моей женой/моим мужем!". Тут тоже не всё так просто. Странно было бы говорить, что такую любовь секс опошляет (хотя, по слухам, утверждающие подобное находятся): если в паре все хорошо, будет и секс, и, быть может, дети, и вообще - семья. Но. Секс на первом свидании - это как правило не сюда (разве что персонажи - наследники знатных родов, брак определили родители, и персонажи впервые увидели друг друга на свадьбе). Когда человек действительно значим - опасаешься показаться ему... не таким - чересчур настойчивым или, напротив, нерешительным, нелепым, смешным, да мало ли! Поэтому, если не случается жесткого экстрима или обстоятельств вроде брака по сговору, любящие сближаются постепенно и осторожно. Поэтому сюжетный ход "сначала отлюбил, потом полюбил" представляется мне... сомнительным. Не то чтоб прямо-таки невозможным, литература на то и литература, чтоб описывать исключительные случаи, но ему нужен очень, очень, очень весомый обоснуй - не только событийный ряд, но и характеры персонажей, культурный контекст, в котором они существуют и много чего ещё.
Дальше, собственно, можно плавно перейти к любви и обстоятельствам. Любовь, как известно, сила, способная двигать миры, и это факт. Но - опять это но! - сила, способная двигать миры вне всяких сомнений способна чей-то уютный мир и разрушить, о чем иногда забывается. Любоввь - не волшебная конпка "сделать хорошо", чтобы сказка о любви заканчивалась на "жили долго и счастливо", а не просто "умерли в один день", к ней должны прилагаться мозги, терпение, понимание. Нет, никто не запрещает сюжеты про "в любовь как в омут", но коль скоро герои предпочли на возможные последствия забить - эти последствия будут. Ромео и Джульетта помирили-таки сври дома, но заплатили за это страшную цену. Для Герды (вот, кстати, прекрасный пример братской любви. То есть сестринской - братец-то там как раз выступает в роли спасаемого дятла, просто любовь такого рода чаще зовут братской) всё кончается хорошо, но, по сути-то, любовь к братцу только позвала её в дорогу со всеми неприятностями, которые ей там повстречались, и вела по этой дорожке всё дальше, а выбраться из неприятностей с честью ей помог уже исключительно её собственный характер. Словом, любовь - конечно, великая сила, но сама по себе она проблем не решает, и для "долго и счастливо" приходится порой прилагать немало усилий.
Особенно много - если влюбляются представители разных народов или, тем более, враги. Ход красивый и драматичный, но в таких случаях обоснуй тоже нужен железобетонный. Как они преодолевали культурные различия (а в случае с врагами - ещё и вражду?) Как они преодолевали давление сородичей, друзей и вообще среды? Что насчет различий бытовых - песня Пугачёвой про незакрытую зубную пасту, конечно, юмористическая, но когда встречаются существа разных рас, тюбиком пасты бытовые несостыковки не ограничиваются. И это я даже не говорю про физиологическую совместимость, в конце концов при её отсутствии любовь может быть и платонической, и братской и любой из вышеперечисленных разновидностей, но если это таки самый широко распространенный смысл слова - хорошо бы и совместимость продумать, если речь идет о разных фэнтэзийных или фантастических видах.
В общем, чтобы все было офигенно, одной любви недостаточно, нужны усилия и со стороны героев, и со стороны автора.
читать дальшеНу, для начала - тема любви и секса, о которую сломано немало копий и клавиатур. Тема действительно обширная, придётся делить на несколько пунктов, и то не факт, что скажу про всё.
Ну, для начала - не всякая любовь подразумевает секс. Тут не могу не процитировать Раткевич, "Парадоксы Младшего Патриарха", потому что хоть тресни - лучше не скажешь.
цитатко Дайр проследил направление моего взгляда и усмехнулся.
- Ревнуешь, - без тени сомнения заявил он. - Что ж, этого следовало ждать. Мало тебе по жизни доставалось любви. Остерегись себя, пока не поздно. Слишком тяжелое бремя - твоя любовь. Может, в этом есть и моя вина... но именно в любви ты ревнив и властен.
Сперва я не понял его - спьяну, что ли? - а когда понял... нет, мой кулак угодил не в лицо Дайра Тоари, а туда, где он было всего мгновением назад.
- Ты хочешь сказать, - побелев от бешенства вымолвил я злыми, отяжелевшими губами, - что я... я и Тхиа...
- Нет, - снова усмехнулся Дайр. - Не хочу.
<...>
- Нет, ты сам подумай. Часто ты, к примеру, слышал слова "родительская дружба"? Может, все-таки чаще "родительская любовь"?
Я мог бы возразить, что о родительской любви я мало что знаю даже и понаслышке. Родителей моих санхийцы зарезали, когда я был совсем еще
несмышленышем, так что мать с отцом я почти и не помню, и Дайр Тоари отлично об этом знает. Но... а стоит ли защищаться, придираясь к
собеседнику, если прав не ты, а он?
- Пожалуй, - кивнул я.
Дайр усмехнулся чуть приметно, и я понял, что подставился он в разговоре умышленно. Привычно подсунул мне подначку. А раз уж я на нее не
купился... что ж, значит, разговор будет продолжен.
- Вот так. И братскую любовь в разговоре поминают куда как чаще, чем братскую дружбу. Братья ведь не всегда еще и друзья... и даже чаще всего -
нет. Запомни, мастер: родительство, учительство и братство - не дружба, а любовь. Дружбой они только могут стать. Иногда.
Ещё, кроме перечисленных в цитате, бывает любовь... ммм... величия, что ли - человека можно любить и восхищаться им как недостижимым на данном этапе идеалом. Можно любить как море или горы: его можно увидеть, с ним можно поговорить - и от этого уже хорошо, а даже если и нельзя - иногда достаточно знать, что он где-то есть. Cведение всего этого к одному только сексу здорово обедняет и опошляет концепцию любви.
Но предположим, речь в сюжете идет именно о любви в самом распространенном её понимании - "Я вас люблю, я ваш навеки, будьте моей женой/моим мужем!". Тут тоже не всё так просто. Странно было бы говорить, что такую любовь секс опошляет (хотя, по слухам, утверждающие подобное находятся): если в паре все хорошо, будет и секс, и, быть может, дети, и вообще - семья. Но. Секс на первом свидании - это как правило не сюда (разве что персонажи - наследники знатных родов, брак определили родители, и персонажи впервые увидели друг друга на свадьбе). Когда человек действительно значим - опасаешься показаться ему... не таким - чересчур настойчивым или, напротив, нерешительным, нелепым, смешным, да мало ли! Поэтому, если не случается жесткого экстрима или обстоятельств вроде брака по сговору, любящие сближаются постепенно и осторожно. Поэтому сюжетный ход "сначала отлюбил, потом полюбил" представляется мне... сомнительным. Не то чтоб прямо-таки невозможным, литература на то и литература, чтоб описывать исключительные случаи, но ему нужен очень, очень, очень весомый обоснуй - не только событийный ряд, но и характеры персонажей, культурный контекст, в котором они существуют и много чего ещё.
Дальше, собственно, можно плавно перейти к любви и обстоятельствам. Любовь, как известно, сила, способная двигать миры, и это факт. Но - опять это но! - сила, способная двигать миры вне всяких сомнений способна чей-то уютный мир и разрушить, о чем иногда забывается. Любоввь - не волшебная конпка "сделать хорошо", чтобы сказка о любви заканчивалась на "жили долго и счастливо", а не просто "умерли в один день", к ней должны прилагаться мозги, терпение, понимание. Нет, никто не запрещает сюжеты про "в любовь как в омут", но коль скоро герои предпочли на возможные последствия забить - эти последствия будут. Ромео и Джульетта помирили-таки сври дома, но заплатили за это страшную цену. Для Герды (вот, кстати, прекрасный пример братской любви. То есть сестринской - братец-то там как раз выступает в роли спасаемого дятла, просто любовь такого рода чаще зовут братской) всё кончается хорошо, но, по сути-то, любовь к братцу только позвала её в дорогу со всеми неприятностями, которые ей там повстречались, и вела по этой дорожке всё дальше, а выбраться из неприятностей с честью ей помог уже исключительно её собственный характер. Словом, любовь - конечно, великая сила, но сама по себе она проблем не решает, и для "долго и счастливо" приходится порой прилагать немало усилий.
Особенно много - если влюбляются представители разных народов или, тем более, враги. Ход красивый и драматичный, но в таких случаях обоснуй тоже нужен железобетонный. Как они преодолевали культурные различия (а в случае с врагами - ещё и вражду?) Как они преодолевали давление сородичей, друзей и вообще среды? Что насчет различий бытовых - песня Пугачёвой про незакрытую зубную пасту, конечно, юмористическая, но когда встречаются существа разных рас, тюбиком пасты бытовые несостыковки не ограничиваются. И это я даже не говорю про физиологическую совместимость, в конце концов при её отсутствии любовь может быть и платонической, и братской и любой из вышеперечисленных разновидностей, но если это таки самый широко распространенный смысл слова - хорошо бы и совместимость продумать, если речь идет о разных фэнтэзийных или фантастических видах.
В общем, чтобы все было офигенно, одной любви недостаточно, нужны усилия и со стороны героев, и со стороны автора.
@темы: взгляд из норки
А продолжение на эту тему будет? Уж больно интересно и грамотно ты расписываешь всё это дело =)
РиккиТикиТави, спасибо) Так воде не планируется, но если есть вопросы, задавай - подумаю и напишу)
Играла как все та же движущая сила, не дававшая отступить. - хорошо, поправила, хотя с точки зрения того, о чем я говорю, это не самая существенная деталь. Всё равно ведь - не решение проблем))) Я, собственно, и иллюстрировала тот тезис, что любовь может сподвигнуть на многое, но проблем сама по себе не решает
А вот как кнопка "сделать хорошо" играла скорее любовь окружающих К Герде.
Всё-таки Герду было, за что любить, как мне кажется) Волшебной кнопкой оно становится в случае мерисью, когда персонажа любить не за что, но всё равно все от него/неё в восторге
Если тот, кто любит, здравомыслящий человек и ориентируется на интересы любимого, а не на "я лучше знаю, что тебе нужно". В первом случае будет любимому если и не совсем хорошо, то лучше, чем в отсутствие любящего (как правило, исключения можно везде придумать =) ), а вот во втором будет ядерный пипец. В лучшем случае - разбег со скандалом.
В общем, опять-таки, к любви должны прилагаться мозги)
Кстати, мы вчера с Визетом там наиграли бой
Маленькая ремарка про "любовь, как в омут"... В книгах, фильмах и играх чаще всего такие герои в результате остаются вместе, несмотря ни на что. Но другое дело, как это показано. Можно сделать красиво. А можно сделать "Сумерки"
И да, подмечаю во многих книгах - герои идеализированы иногда донельзя. "Потому что... потому что она - Белла" (с) AKR Такие персонажи кажутся неживыми. А если герои живые и с проблемами, в фанфиках им быстро найдут замену.
Пример из любимых игр. Две пары - Карт Онаси/фем!Реван и Кейден Аленко/фем!Шепард. На ФБ и на ФФ я часто встречаю фанфики с пейрингом Кандерус/фем! Реван, а Карт предстаёт нытиком в лучшем случае. По внешности Кандерус брутален, с ранней сединой и шрамами. Карт - среднестатистический мужчина. Но его голосссссс!
Опишу ситуацию. Кратко не обещаю
По поводу "любви-кнопки". Есть такой вариант, что такое вот "хорошо" объекту любви не нужно. Ему вообще не нужна эта любовь. Эта любовь может как раз сделать ему плохо. Особенно, если любящий человек навязывается любимому во всех видах
и позахЭто ничего, кроме раздражения и неприязни, не вызывает. Кстати, тоже хороший сюжет для книги/фильма. О любви, о преодолении себя, о том, как отпустить, о психологии, в конце концов. Или, как вариант, любовь взаимна, но ничего хорошего методы одного не приносят другому. Либо это постоянный контроль и ревность, либо когда один партнёр самолично посчитал для другого какой-то способ лучшим, а мнением этого другого не поинтересовался. И в итоге просчитался в пух и прах. Исключения бывают. Если, например, главный герой болен СПИДом и понимает, что от девушки, которая его любит, надо любым способом избавиться, чтобы она не скатилась с ним в эту яму. Но если "как в одном известном фильме" герой, для того, чтобы, на минуточку, спасти девушку от свихнувшейся на мести вампирши, не просто не обратил девушку в вампира, чтобы та могла сопротивляться "на равных", а... в один из дней исчез вместе со своей семьёй, оставив её без защиты... При этом он даже не посоветовался с предвидящей будущее сестрой, не воспользуется ли этим обстоятельством та вампирша! Это просто "гениально"! В итоге, конечно, он девушку спас, она тоже его спасла. Но это бред... такое и в бульварных любовных романах не так часто встретишь.В последнее время в книгах мне зачастую не хватает пресловутой кнопки "сделать логично".
Знаешь... А ведь это логично, что в современных произведениях все нелогично! Жизненно. Много ты логичности в жизни реальной видела? Зачастую она такой бред необоснуйный выдает...
Но когда в угоду этому страдает логика самого мира вокруг...
Ну или как в "Комиссаре Рексе" - спасаясь от мужа-тирана, женщина переехала сразу же, как его посадили. А он съехал с катушек. Женщина устроилась на другую работу. Ребёнка отдала в другой садик. Никому не сказала, где она теперь, чтобы не растрепали мужу. Но. Во-первых, она осталась в этом же городе. Во-вторых, её мать вообще никуда не переехала. Естественно, он быстро их выследил.
Ну то есть, например, сколько-то-там-надцатилетний подросток физически не может все знать, и вполне может тупить в экстремальной ситуации; выёживаться перед друзьями, рискуя чем-то важным, чем рисковать бы не стоило; сболтнуть какую-то тайну кому не надо - ну и всё такое. Если подросток будет вести себя как мудрый многоопытный чувак, то либо на это нужен обоснуй в биографии (какой-нибудь, не знаю, клан наемных убийц в воспитателях; вторая личность-советчик в голове; или чувак, который был старым много повидавшим магуём, а потом омолодился в подростка - да мало ли что), либо автор слажал. Хотя вести себя как многомудрый и многоопытный чувак - это будет в большинстве случаев правильно, логично и эффективно с точки зрения результата. Но с образом без обоснуя не стыкуется, увы. Аналогично если старый мудрый многоопытный чувак ведет себя как подросток, окосевший от гормонов, тоже либо нужен обоснуй (ему потёрли память и личность, он маскируется, ещё чтонить), либо это лажа.
По поводу "любви-кнопки". Есть такой вариант, что такое вот "хорошо" объекту любви не нужно. Ему вообще не нужна эта любовь. Эта любовь может как раз сделать ему плохо. Особенно, если любящий человек навязывается любимому во всех видах и позах Это ничего, кроме раздражения и неприязни, не вызывает.
А поэтому я и говорю, что к любви должны прилагаться мозги)))
А по поводу любви позволю себе вытащить одну фразочку из нашей трепологии в Скайпе: Любовь - это то, ради чего, а не чем. Возвращаясь к примеру с Каем и Гердой - выйти в далёкий путь без особых шансов на дойти девочку заставила именно любовь. Отчасти именно уважение к её любви (а точнее, к её упорству, к той задаче, которую она себе поставила) заставляло многих героев помогать ей. Но Андерсен выдержал важную грань - сама по себе любовь не разгоняет тучи, Герда отнюдь не летит на крыльях, а идёт пешком, и ей холодно. Увы, порой авторы делают из любви чистую вундервафлю, мол, это самая крутая магия. И такое отношение к любви не как к мотиву, а как к средству, как ни странно, её умаляет, а не возвышает.
Но вообще о логике характера та же Реван и говорила, приводя эпизоды с Шепардом и Реваном, по поводу которых негодовали фанатки: ну да, их избранники устроили эль шкандаль, не подумав - но с точки зрения логики характера всё так и должно было быть, и там же объяснено почему.
Огненный Тигр, ага
если персонаж в достаточно сложной и непривычной для него ситуации вообще не меняется, он ровно такой же, как и в обыденной жизни, это тоже странно. - это да. Экстрим может высветить новые грани характера. Кто-то запаникует и сломается, хотя раньше был огого парень, кто-то, наоборот, внезапно проявит какое-то положительное качество. Но и изменения не с потолка берутся, и потом, когда экстрим пройдет, над будет описывать и прописывать реакцию героя на то, что в нём всплыло и как ему теперь с этим жить. И ладно ещё, если всплыло геройство - хотя и слава героя бывает утомительна - а если человек в экстриме слажал? Это же задел на большую драму - как справляться с виной и всё такое. Кто-то может, конечно, плюнуть и пойти дальше - но на это и характер нужен подходящий. Или вот ещё вариант - добился результата, но не совсем такого, какого хотел, и не совсем (или совсем не) тем способом, который устроил бы остальных - тоже задел на драму, и просто так на тормозах не спустишь.
Кстати, за экстрим. Факт. Было в реальности. До сих пор зубы точу повторить на трезвую голову то, что сделала в экстримальной ситуации легко и непринужденно и... Фиг вам. Обидно.
С вампиром. В книгах упоминалось, что они словно застывают. Их тела уже не могут меняться после непосредственно изменения при укусе. Но эмоционально они всё же способны измениться. Исключение - дети. Они, в отличие от более-менее взрослых, не развиваются даже эмоционально и совершенно не поддаются обучению. Создание детей-вампиров строжайше запрещено. Они подлежат однозначному уничтожению наряду со своим создателем и тем/теми, кто их покрывал. Вольтури - главные среди всех вампиров - за этим очень строго следят. Эдвард, кстати, упоминал, что он знает их методы и сможет обманывать их сколько потребуется. Упоминал тесное сотрудничество с сестрой-провидицей в этом вопросе. При этом все вольтури старше свихнувшейся вампирши лет эдак на тысячу.
Дариона, по поводу Эдварда. На момент повествования второй книги (про год в книге не говорится, так что считаю до момента выхода книги) ему 105 лет. Он был обращён 88 лет назад в 17-летнем возрасте. Он первый из тех, кого обратил Карлайл, если я ничего не путаю. Жил он с Карлайлом и остальными. Вскоре после обращения сбежал, питался человеческой кровью, потом устыдился и вернулся. Питается кровью животных. У него достаточно самоконтроля, чтобы, находясь среди людей, он никого не укусил. Даже, когда голоден. Кровь Беллы, насколько я помню, для него особенно притягательна, но он держится.
Хотя, если принять то, что Эдварду меняться и развиваться не хотелось - вполне мог остаться семнадцатилетним обалдуем. А с семнадцатилетнего - да, спрос другой и его поступки тогда вполне логичны.
Он влюбился в Беллу. Беллу! Какая тут взрослость?
И, да, ты сама написала: застывают. В 17 летнем возрасте. Он 17 летний дурачок. Навечно. Ченго ты от него хочешь? Для 17-летки вполне логичное у него поведение и решения.